Для описания аграрной структуры традиционно используют показатели по трем видам производителей — сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства. Ни в мерах государственной поддержки, ни в статистическом наблюдении не выделяются агрохолдинги, хотя в общественной дискуссии и в сводках новостей тема агрохолдингов является ключевой.
Аграрная политика государства не может разрабатываться без учета сложившейся аграрной структуры.
Какие они, агрохолдинги?
Сколько их, какова роль в производстве? Чтобы ответить на эти вопросы и было проведено исследование РАНХиГС «Характеристика агрохолдингов и их роль в сельском хозяйстве России».
С использованием 4-х баз данных из более чем 19 тыс. сельхозорганизаций было выделено 978 совокупностей, в каждой из которых одно лицо имело пакет акций/долей участия, позволяющий ему принимать главные решения. Как правило – это был пакет в 100%. В эти 978 совокупностей входило 2552 сельскохозяйственные организации.
Иностранцам принадлежит 5 процентов сельхозугодий.
62 агрохолдинга находятся под контролем иностранных юридических лиц. В них входят 252 сельхозорганизации (1,3% всех СХО), но они генерируют 16,5% выручки, в них сконцентрировано более 5% сельхозугодий и 7,5% трудовых ресурсов от всех сельхозорганизаций.
Половина выручки АПК – агрохолдинги.
На агрохолдинги приходилось более 50% выручки и около половины прибыли (до налогообложения) всех сельхозорганизаций. За 10 лет (2006-2016 гг.) их доля выросла в выручке в 1,7 раза, в прибыли – в 3 раза. Роль независимых хозяйств (не входящих в агрохолдинги) за анализируемый период падала. Число сельхозорганизаций внутри агрохолдингов за 10 лет даже сократилась, однако, они укрупнились.
Доля гигантов.
Доля агрохолдингов была преобладающей в производстве мяса птицы — 61,5%, свинины — 59,3%, сахарной свеклы — 59,4% от всех категорий хозяйств. Наибольшее количество работников, активов и выручки сконцентрировано на предприятиях птицеводческих и свиноводческих агрохолдингов.
При этом доля агрохолдингов очень незначительна в производстве овощей и картофеля (2,9-3,7%), относительно мала в производстве говядины (12,2%) и молока (14,4%), 22% зерна и подсолнечника, 35% яиц.
Доля независимых.
Таким образом независимые сельхозорганизации, а также КФХ и хозяйства населения, играют решающую роль в производстве молока, зерна, подсолнечника.
Любовь к агрохолдингам растет.
Происходит увеличение числа субъектов РФ, в которых агрохолдинги в выручке сельхозорганизаций занимали больше 40%: в 2006 г. это было в 22 субъектах РФ, а в 2016 г. – уже в 40.
К концу 2016 г. площадь сельхозугодий в агрохолдингах достигла 25% от общей площади сельхозугодий в организациях. Растет площадь сельхозугодий в сельхозорганизациях под контролем иностранных холдингов, то есть ограничение в покупке земли по сути – иностранными компаниями — не работает.
Кого любят, тому и деньги.
Агрохолдинги активнее наращивают активы, чем независимые организации. При этом доля собственного капитала выше в независимых сельхозорганизациях, чем в агрохолдингах. Это означает, что независимым сельхозорганизациям менее доступно привлечение средств со стороны.
Больше холдингов – меньше населения.
Наряду с экономическим эффектом в сельском хозяйстве, «холдингизация» оказывает существенное влияние на развитие сельских территорий страны. Здесь выше заработная плата работников, но самих работников меньше. Группировка регионов по доле выручки холдингов показала, что чем она выше, тем быстрее снижается численность сельского населения, а не только сельскохозяйственная занятость. Финансовая несостоятельность крупных производств ведет к появлению тысяч уволенных сразу.
Конфликт с природой и жизнью.
Концентрация животноводства таит высокие риски в случае возникновения заболевания, а размещение открытых лагун-отстойников с огромных комплексов повышает готовность сельского населения куда-нибудь съехать. Кажется, что в целях сохранения права на чистый воздух сельских жителей, нужно увязывать возможность получения безвозмездных государственных субсидий для строительства крупных, например, свинокомплексов с обязательством собственника поселиться на расстоянии не более 1 км от такой фермы и лагуны с отходами с нее. Или пересмотреть минимальное расстояние в 1 км, а лучше – требования к хранению отходов, что полезнее: владельцев холдинга может не хватить на все его фермы.
Будущее «мелкоты» — есть ли оно вообще?
Если в течение последних 30 лет обсуждался вопрос о том, есть ли будущее малых форм хозяйствования в селе, то в настоящее время актуальным становится вопрос о том, есть ли будущее у независимых сельхозпроизводителей вообще? Ну, если не обсуждать вопросы устойчивого развития и продолжать думать, что рост сельхозпроизводства, как и экспорта – это цель.
Хотя это всего лишь средство обеспечения доступа к доброкачественному и менее дорогому (по сравнению с импортным) продовольствию жителей страны и роста доходов сельских жителей.
Автор: Наталья Шагайда, д.э.н., директор центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС при Президенте РФ - специально для “Крестьянских ведомостей”
По оперативным данным Минсельхоза России, по состоянию на 9 декабря суточный объем реализации молока сельскохозяйственными организациями составил 44,5 тыс. тонн, что на 8,2% больше аналогичного показателя 2018 г. (41,2 тыс. тонн). Максимальные объемы реализации молока за сутки достигнуты в Республи...
Сергей Бабенко, главный агроном ГК «Кубань-Биотехагро» выступит на IV международном сельскохозяйственном форуме «Зерно России-2020», который пройдет 14 февраля 2020 года в Crowne Plaza Krasnodar - Centre, г Краснодар. Тема доклада: Концепция получения качественного зерна: ди...