Судя по названию, Николай Васильевич не только любил, но и изобрел питательный продукт их взбитых с сахаром сырых яичных желтков – возможно, подумает кто-то, - и ошибется.
На самом деле, пенную субстанцию, в которую, кстати, по классическому рецепту еще нужно добавить кипяток, и ром, изобрел не известный писатель, а скромный певец из церкви по имени Гогель. Но тогда смесь была не сладкой, а соленой, и должна была служить не пищей, а лекарством. Цель изобретения оказалась вполне прозаичной – возвращение на работу в синагогу, откуда Гогель был уволен из-за севшего голоса. Именно попытка вернуть «рабочий инструмент» заставила многодетного певца смешивать и взбалтывать в миске яйцо, соль и покрошенный черный хлеб в надежде вылечиться этим домашним средством.
Уже позже рецепт был качественно изменен в Могилеве же, графиней потоцкой. Видимо, взбитое яйцо помогло Гогелю, и графиня решила, что должна позаботиться о своем голосе тем же средством. Но соль и черный хлеб не казались ей удачным решением, и она взбила яйцо с медом. Тогда же и появилось название «гоголь-моголь».
Потом мед стали заменять сахаром, пошел в ход и ром – но это уже был немного другой продукт, скорее, лакомство, чем лекарство.
Теперь в него добавляют шоколад, орехи, лимон, кокосовое масло – в общем, обращаются, как с настоящим десертом.
А Гоголь? История умалчивает о его отношениях с вспененными желтками, но то, что Николай Васильевич любил котлеты и соленые огурчики – доказанный факт.