x

Товар добавлен в корзину

IV Молочный форум — мнения экспертов, прогнозы и проблемы отрасли

28 ноября 2019 г.
ТВОЙПРОДУКТ: IV Молочный форум — мнения экспертов, прогнозы и проблемы отрасли

26-27 ноября в подмосковном Красногорске прошёл VI Международный Агропромышленный молочный форум. В рамках форума была организована выставка предприятий молочной промышленности, фермерских хозяйств и сыроварен.

На выставке в доме Правительства Московской области присутствовали крупные производители, такие как ОСП агро и Молвест:

Также здесь мы увидели известные подмосковные фермерские хозяйства:

Компания Эко-Нива презентовала свою продукцию:

Для посетителей форума работали дегустационные стенды, представители компаний рассказывали о своей продукции:

Особый интерес у посетителей и участников форума вызвала сыроварня Сыр&Beer, чей твердый сыр был удостоен золотой медали на международном конкурсе World Cheese Awards 2019:

Для участников форума была подготовлена обширная деловая программа. Особенно интересна оказалась стратегическая сессия посвященная развитию молочной отрасли 2020-2030 гг. Свои доклады представили: 

  • Елена Фастова, Заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации 
  • Андрей Разин, Министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области 
  • Адриан Эби, Вице-директор Федерального ведомства по сельскому хозяйству Швейцарии 
  • Абдула Абдулаев, Генеральный директор АО «Предприятие «Емельяновка» (Агрохолдинг «ОСП агро») 
  • Татьяна Ткаченко, Директор по связям с государственными органами Danone Россия 
  • Илья Строкин, Директор центра компетенций в АПК, КПМГ в России и СНГ 

Модератором сессии выступил генеральный директор Союзмолоко Артём Белов.

Артём Белов.

В целом, по словам экспертов, в мире сложилась позитивная динамика на рынке молока. Ключевым драйвером роста на спрос молока выступает рост населения, увеличение доли среднего класса, рост реально располагаемых доходов на развивающихся рынках. В частности перспективы намечаются в странах Юго-восточной Азии, странах Ближнего Востока, Северной Африки и других. При этом, Россия может стать одним из ключевых выгодоприобретателей этой позитивной динамики, которая складывается на мировом рынке.

В настоящее время Россия занимает 5-е место среди производителей сырого или товарного молока. Однако, по объёму земельных и водных ресурсов наша страна занимает первое место, а такие ресурсы чрезвычайно важны для молочного производства.

В данный момент государство направляет в отрасль финансовую поддержку, за последние годы наблюдается рост производства товарного молока в России, за последние 5 лет прирост составил более 2,5 млн тонн. Среднегодовые темпы роста производства составили около 3%. Динамично развивается переработка, прежде всего молокоёмких продуктов, таких как сыр. Аналитика Союзмолока аоказывает, что в ближайшие три года реализация заявленных проектов в сыродельной отрасли позволит увеличить прирост производства сыров более чем в 1,5 раза.

Потребление сыров в России сейчас находится на критически низком уровне, россияне потребляют в разы меньше сыра, чем жители ЕС. Всё это говорит о большом внутреннем потенциале российского рынка сыров.

Главный риск для молочной отрасли сейчас — это макроэкономическая ситуация с реально располагаемыми доходами населения. Молочная отрасль очень чувствительна к доходам, негативные тенденции в спросе на молочную продукцию, которые наблюдаются последние 5 лет связаны именно с тем, что падали доходы населения.

Немаловажную роль в развитии отрасли играет государственная поддержка. Зам. Министра сельского хозяйства РФ Елена Фастова рассказала чего стоит ожидать бизнесу от государства в 2020 году. В начале своего выступления она отметила, что по существующей статистике, за девять месяцев 2019 года прирост производства молока в России уже составил 1,7%, тем самым опередив прошлогодний показатель в 1,5% за весь 2018 год. План на 2019 год — выйти на объём производства молока 31,1 млн тонн.

Елена Фастова.

Также, по её словам основной механизм гос. поддержки, который развивает министерство сельского хозяйства — это льготное кредитование. Для молочной отрасли существуют преференции, средний инвестиционный проект для других отраслей составляет до 8 лет, а для молока этот срок увеличен до 15 лет.

Инвестиционные кредиты выдаются на строительство молочных ферм. В 2020 году на поддержку молочных предприятий выделено 89 млрд руб. — это больше, чем в текущем году на 30%. С января 2020 года, также увеличится лимит на льготные краткосрочные кредиты с 400 до 600 млн руб. Другие виды поддержки, такие как субсидирование инвестиционных затрат в 2019 году получили 107 предприятий на общую сумму 5,2 млрд руб. На следующий 2020 год этот вид поддержки также сохранится.

 

На сегодняшний день, средняя продуктивность молочных сельхоз предприятий составляет 6,2 тыс. кг молока на одну корову. За 10 лет этот показатель вырос в два раза. Те предприятия, которые увеличивают свою продктивность будут получать также дополнительные субсидии. 

Министр сельского хозяйства Московской области Андрей Разин выразил своё видение ситуации в молочной отрасли. Он подчеркнул, что бизнес в настоящий момент стоит на пороге фкндаментальных изменений, которые послужат вызовом, как для чиновников, так и для аграриев.

Андрей Разин.

Однако, в целом, несмотря на вынужденную перестройку под новые требования, он считает верным движение, сформированное федеральным центром. Всё это означает, что практика бездумной поддержки прекращается, отныне стимулирование будет нацелено на эффективные предприятия. Опыт прошлых лет показал, что положительный результат не всегда достигается путём финансовых вливаний.

Если проанализировать количество закрытых предприятий и количество денег, которые были выделены им в виде субсидий, то обнаружится очень серьёзная сумма. Это происходит из-за того, что не весь бизнес строится на одинаковых принципах и подходах. Проведённый Chek-up предприятий показал, что если отменить всё гос. поддержку компаний, то уже через пару месяцев 30% предприятий молочной отрасли станут нерентабельными.

 

Андрей Разин в своём докладе упомянул отличительную особенность европейских производителей. В Европе срок окупаемости крупного молочного производства доходит до 15 лет и это считается нормальным явлением, люди создают семейные фермы не рассчитывая на сиюминутную прибыль. Европейцы вкладывают деньги в молочный бизнес не потому что хотят быстро выйти в кэш или заработать быстрые деньги, для них ценность составляет само производство и обеспечение себя доходом в части операционной деятельности. Как только у нас в России собственники молочного производства будут также играть "в долгую" ситуация поменяется в лучшую сторону.

Важный вопрос о регуляторной деятельности затронула в своём докладе Татьяна Ткаченко, директор по связям с государственными органами компании Danone Россия.

Татьяна Ткаченко.

Сегодня молочная отрасль живёт в условиях регуляторных изменений. Из 400 видов государственного контроля 70 относятся непосредственно к молочной сфере. Сегодня в России существует серьёзное регуляторное движение в области прослеживаемости. Специалисты компании Danone оценили и сравнили стоимость регуляторных изменений для всего молочного рынка страны. Нашумевшее в последнее время изменение, маркировка молочной продукции оценивается в 25 млрд руб. капитальных вложений. Также, 20 млрд. руб сверх этого ещё ожидаются в числе оперативных расходов ежегодно на приобретение QR кодов.

 

Логистика в молочной сфере является одним из самых сложных бизнес процессов, введение новой маркировки повлияет на работу логистических служб. Новое регулирование неминуемо осложнит работу всем предприятиям отрасли.

Генеральный директор АО «Предприятие «Емельяновка» Абдула Абдулаев рассказал о том как обстоят дела на практике. 

Абдула Абдулаев.

Агрохолдинг «ОСП агро» в который входит его предприятие занимается молочным животноводством уде 18 лет. За весь период своего существования компании удалось повысить эффективность своего бизнеса, за последние 3-4 года молоко начало давать прибыль. Агрохолдинг "ОСП агро" открыл в прошлом году крупный животноводческий комплекс, вложив в него 1,8 млрд руб. По словам Абдулы Абдулаева такие затраты обоснованы благоприятной обстановкой на молочном рынке и наличием гос. поддержки, которую оказывает Правительство Московской области.

 

Швейцария — страна, которая ассоциируется с альпийским лугами и молочным шоколадом. Не случайно на молочный форум был приглашён вице-директор Федерального ведомства по сельскому хозяйству Швейцарии Адриан Эби. Он рассказал об эффективности и себестоимости производства молока в этой стране. Адриану были заданы вопросы, как одновременно возможны с одной стороны высокая себестоимость производства сырья и с другой стороны экспортные успехи? В чём причина успеха Швейцарии в молочной сфере? Адриан ответил, что это не так просто как кажется зарабатывать деньги в молочной сфере в Швейцарии. Основным фактором по его словам служит постановка на первое место качества выпускаемой продукции, а не количество.

Адриан Эби.

В Швейцарии существует сложная цепочка добавленной стоимости. Множество семейных молочных ферм продают сырьё сыроварням. Сыровары в свою очередь продают свою продукцию в магазины, сюда добавляется упаковка и розничные наценки. Во всей этой цепочке, которая сильно фрагментирована особое внимание уделяется коллаборации между её участниками. Этот принцип касается не только сыров, но и сухого молока, которое используется в знаменитом шоколаде. Большим импортёром швейцарской продукции является Китай, который закупает сравнительно большие объёмы для такой небольшой страны как Швейцария.

Директору центра компетенций в АПК, КПМГ в России и СНГ Илье Строкину выпала честь подвести итоги данной сессии.

Илья Строкин.

Он рассказал каков экспортный потенциал российской молочной отрасли. На текущий момент экспорт молока из России нацелен на страны СНГ объём экспорта составляет 300 млн долларов США. Темпы роста пока остаются незначительными в тех странах, куда сейчас поставляется отечественная продукция не растёт уровень потребления молочной продукции, к тому же, Казахстан и Белоруссия выступают конкурентами российскому молоку. Следовательно, требуется дифференциация, России необходимо переориентироваться на рынки Китая, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Основными задачами для реализации потенциала и выхода на новые рынки являются продвижение и позиционирование продукции. Особое внимание следует уделить эффективности производств и затачивать их под целевые потребительские предпочтения. 

На молочном форуме выступил также губернатор Московской области Андрей Воробьёв.

"Для нас очень важно найти новых партнёров, дать им гарантии, защиту, поддержку для того, чтобы ваше любимое дело, которым вы занимаетесь, посвятили ему свою жизнь, давало доход и давало прекрасный результат в видео рабочих мест и налогов. Я хочу пожелать форуму успехов, хочу, чтобы каждая следующая наша встреча была более результативной. Мы бы не проводили шестой форум, если бы не было результатов, честно вам скажу. Мы очень ценим ваш вклад и ваше участие в нашей жизни, спасибо!",— обратился к посетителям форума губернатор.    

Ранее...

Подошло к концу ключевое событие российской молочной отрасли – VI Международный агропромышленный молочный форум. За два дня мероприятие посетили свыше 3000 человек из 33 стран, включая 1000 производителей молочной продукции, более 100 представителей СМИ и несколько десятков экспонентов выставк...

28 ноября 2019 г.

VI Международный агропромышленный молочный форум стал одним из самых крупных по количеству представленных на мероприятии зарубежных делегаций. Всего двухдневный Форум посетили представители 33 стран и 7 официальных делегаций, среди которых Китай, Франция, Швейцария, Ливан, Сербия, Чехия, Австрия, Бе...

28 ноября 2019 г.